«Существует обычное представление о том, что взор глаза в глаза помогает воздействовать на человека. Но наше исследование показало, что зрительный контакт приводит к тому, что скептики ещё пореже меняют своё мировоззрение в пользу собеседника», - ведает доктор Фрэнсис Чэнь (Frances Chen), проводившая исследование парадокса в институте Фрайбурга (Universität Freiburg).
Чэнь и её коллеги употребляли устройства, отслеживающие направление взора человека, чтоб осознать, какое влияние имеет зрительный контакт в ситуации, когда нужно кого-либо в чём-то уверить.
Серия тестов показала, что чем почаще участники исследования смотрели в глаза друг дружке, тем меньше они соглашались с аргументами говорящего (выражал противоположную точку зрения). Другими словами эффект зрительного контакта был прямо противоположным.
Взор глаза в глаза помогал только в этом случае, ежели собеседник вначале соглашался с выводами говорящего. Тогда восприимчивость к чужому мнению вправду повышалась. Интересно, что в одном из тестов людей почаще удавалось переубедить, когда они смотрели на рот говорящего.
Учёные пришли к выводу, что люди адаптируются к способам влияния, и сейчас заглядывать в глаза собеседнику бесполезно, а время от времени и напротив противопоказано. Всё, дескать, зависит от ситуации. Когда зрительный контакт происходит меж друзьями, люди могут обмениваться миролюбивыми и доверительными взорами. Ежели же речь идёт о боксёрском поединке, взор в глаза воспринимается как вызов. В случае явной вражды схожее поведение будет напротив тормозить процесс убеждения.
В предстоящем группа Чэнь желает изучить не только лишь психическую, да и физиологическую составляющую процесса. Учёные попробуют узнать, существует ли связь меж взором глаза в глаза и активностью мозга добровольцев, также увеличением уровня гормонов стресса либо учащением сердцебиения собеседников.
Статья создателей исследования вышла в журнальчике Psychological Science.