В Отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина раскрывается выставка «Ман Рэй. Портреты».
Это 1-ая в России индивидуальная выставка Ман Рэя - профессионалы, изменившего искусство фото так же конструктивно, как Малевич - искусство живописи. Своими богатейшими коллекциями поделятся известные музеи мира, включая парижский Центр Помпиду. Организатор выставки - Государственная портретная галерея в Лондоне.
Покажут наиболее 100 работ, сделанных Ман Рэем за 60 лет, с 1916 по 1976 год. Посреди их - галерея портретов тех, кто прославил XX век (от Кокто и Дали до Пикассо и Шанель). Также привезут эротические и необычные снимки бессчетных любовниц художника, включая известную работу «Скрипка Энгра» 1924 года: фотопортрет певицы Кики с Монпарнаса в виде девушки-скрипки, на спине которой две загогулины, изображающие эфы - резонаторные отверстия на корпусе смычкового инструмента. Сама композиция верно рифмуется с известной картиной Энгра 1808 года «Купальщица Вальпинсона».
Демонтаж мира
Прошедшей в весеннюю пору в Мультимедиа Арт Музее в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» уже выставляли работы Ман Рэя - в рамках экспозиции «Это Париж!». Там был представлен процесс рождения модернистской фото в творчестве целой плеяды мастеров 1910-1930-х годов. Кроме Ман Рэя, демонстрировали работы Дорвеи Маар, Жана Мораля, Даниэля Маскле, Жермены Круль, Эжена Атже. Все это отдало возможность осознать сам механизм сотворения новейшего авангардного фотообраза. Он подразумевал конкретный демонтаж обычной рисунки мира ради конструирования той действительности, что не вписывается в ежедневный опыт.
К собственной версии демонтажа и новейшей сборки увиденного в объектив мира Ман Рэй шел долго. Подобно почти всем авангардистам, происходил он из России, из Ковенской губернии. В конце XIX века семья грядущего художника переехала в Нью-Йорк, и там-то его подлинное имя - Эммануэль Радницки - сменилось на Ман Рэй. В Нью-Йорке Ман Рэй сдружился с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа, стал одним из фаворитов движения дада. Начинал живописец в 1910-е годы с производства объектов и картин, что мыслились манифестами дадаистского искусства, предполагавшего поиски смысла в тривиальной бессмыслице. Сама бессмыслица создавалась способом изъятия обыденных предметов из обычных причинно-следственных связей (пример: сделанный Ман Рэем «Подарок» - утюг с гвоздями на подошве).
Ирреальные портреты
К фото Ман Рэй обратился рано, сначала 1910-х, но мастерски фотоискусством начал заниматься, переехав из Нью-Йорка в Париж в 1921 году. Фото помогала ему выжить, портреты приносили доход. Интересно, что сам Ман Рэй к тому виду творчества, который его прославил на весь мир, относился практически флегмантично. Он считал фотографию низким жанром, отвечающим его афоризму: «Создавать - это божественный труд, копировать - человеческий». Низкое мировоззрение о традиционной, «подражательной» фото принудило Ман Рэя яростно и свирепо «смазывать карту будня», известное делать неузнанным, загадочным.
Кроме портретов, Ман Рэй увлекается созданием так именуемых рейографов - изображений предметов, положенных на фотобумагу и засвеченных лампой. Проступавшие на отпечатке фантастические объемы и формы ассоциируются с абстрактными моделями, что создавались в лабораториях архитекторов-конструктивистов (кстати, в России конструктивисты тоже экспериментировали с отпечатками предметов, запечатленных без фотоаппарата, они называли такие опыты «фотограммами»).
И все таки основным занятием Ман Рэя - фотографа было создание портретов. Он фотографировал модели так, что меж зрителем и изображением обязательно появлялся умозрительный экран, трансформирующий очевидное в умопомрачительное и ирреальное. На неких снимках лицо оказывалось схожим помещенной рядом маске. Оно вообщем могло быть закрыто руками, а портретным тогда оказывалось соблазнительное тело (портрет художницы Мерет Оппенгейм). Контакт с моделью для зрителя устанавливался через бессчетные помехи. Обычный статус позирующего демонтировался при помощи разных устройств и предметов. Даже тоненькая рамочка в руках Жана Кокто, через которую он глядит на нас, делает эффект двойной дистанции, неузнаваемого в узнанном.
В имени «Ман Рэй» «рэй» переводится как луч. В фотоискусстве глаз художника оказывался тем лучом-скальпелем, при помощи которого он препарировал мир ради расширения границ его познания.
30 октября - 19 января, arts-museum.ru.