В 2012 году нескольким клиентам мужского пола была проведена операция по пересадке сердца в Отделении хирургии токийского института Тейкио (Teikyo University). В процессе их послеоперационного восстановления, проходившего под контролем лечащих докторов, внимательный наблюдающий мог увидеть маленькие различия в каждой из палат, а конкретно - фоновые звуки.
В неких помещениях царила тишь. В остальных приглушенно звучала опера «Травиата» Верди. В отдельных палатах можно было услышать музыку Моцарта в выполнении Берлинского филармонического оркестра либо сборник «Лучшие произведения Энии» (The Best of Enya). Самые далекие палаты заполнялись неизменными звуками с частотой от 100 до 12 тыщ герц.
В течение 6 дней спецы вели наблюдение за пациентами и пробовали найти, как разные виды фоновой музыки сказываются на выздоровлении. Докторов интересовал вопросец, способна ли музыка играться позитивную роль в процессе исцеления. И ежели да, то какая конкретно музыка способна создавать схожий эффект? Но выводы профессионалов из Токио в любом случае были ограниченными по собственной значимости - так как в качестве пациентов выступали лабораторные мыши. Тем более, токийские спецы ложут огромные надежды на проведенный опыт: исследование реакции мышей может стать шагом на пути к улучшению процесса восстановления опосля различного рода сложных мед процедур.
Мысль о том, что музыка владеет терапевтическим эффектом, никак не нова: в старом Египте песенная терапия была составной частью процесса исцеления, а в Старой Греции и Аристотель, и Платон также знали о ее целительных свойствах и отмечали ее способность посодействовать людям стать лучше и преодолеть чувственные трудности в процессе катарсиса. 1-ое существенное направление в современной психологии и психоанализе исходило из того, что музыка быть может применена как действенное средство сублимации, другими словами выражения неподобающих желаний в социально применимом виде, также для наиболее глубочайшего проникания в бессознательные области пациента. В наиболее близкое к нам время музыка использовалась в больничных отделениях и в зонах ожидания для улучшения настроения пациентов и их физического самочувствия. И в обыкновенной жизни мы повсевременно слушаем музыку: мы включаем онлайновые радиостанции Pandora либо Spotify для того, чтоб сделать соответственное настроение для вечеринки с друзьями, для романтичного свидания либо для физических упражнений. Музыка способна настроить нас в психическом плане перед принципиальной встречей либо успокоить опосля заполненного стрессами разговора. Она может даже посодействовать нам выпустить пар либо выразить любовь, и о этом для вас могут поведать те, кто уже делал поначалу выборку музыки для «важного другого», а потом фонограмму для расставания, ежели дела отправь не так, как хотелось.
В обзоре наиболее 80 случаев исследования использования музыки в терапевтических целях педиатр Кэти Кемпер (Kathi Kemper) и психолог Сьюзанн Дэнхауэр (Suzanne Danhauer) пришли к выводу о том, что музыка владеет бессчетными видами прямого психического действия: устойчивые ритмы помогают регулировать дыхание и вызывают завышенную активность в поперечной височной доле, в той части мозга, которая дозволяет интегрировать приток сенсорных сигналов. Сначала классическая музыка содействует улучшению частоты сердечных сокращений, которая является показателем стресса и возможности восстановления, тогда как расслабляющая музыка приводила к снижению уровня кортизола, стрессового гормона, у тех студентов, которые занимались связанной с появлением стресса активностью. Не считая того, музыка оказывает существенное косвенное действие как на эмоции, так и на поведение, и делает людей наиболее счастливыми, наиболее расслабленными, наименее тревожными и наименее напряженными. Создатели пришли к выводу о том, что музыка, беря во внимание ее физиологическое и психологическое действие, представляет собой действенный метод улучшения состояния пациентов опосля операций, также опосля всех остальных мед процедур.
Первоначальное исследование Кемпер и Дэнхауэр было проведено восемь годов назад, и с того времени количество данных существенно возросло. Музыка сейчас употребляется в терапевтических целях при лечении целого ряда заболеваний, включая деменцию, шизофрению, заболевания Альцгеймера, Паркинсона, также церебральную ишемию. При исследовании варианта пациентов с приобретенными болями исследователи Кливлендской поликлиники (Cleveland Clinic) нашли, что слушание музыки приводит к уменьшению болевых чувств, также к понижению депрессивного уровня. А при исследовании пенсионеров, страдавших деменцией, спецы из Государственного тайбэйского мед института (National Taipei College of Nursing) установили, что звучание фоновой музыки во время завтрака существенно понижает уровни вербальной и физической злости. В 2006 году ученые нашли, что даже результаты чрезвычайно сложных операций, в том числе на открытом сердечко, могут быть усовершенствованы при помощи музыки: пациенты, слушавшие музыку до и опосля операции на сердечко, не только лишь испытывали меньше ужаса, но им, не считая того, требовалось, в среднем, на 200 минут меньше времени для интубации в сопоставлении с пациентами, проходившими обычные процедуры.
Масанори Ниими (Masanori Niimi) и его коллеги из Института Тейкио начали замечать различия меж группами собственных пациентов по мере того, как мыши поправлялись: мыши, помещенные в помещения без фоновых звуков либо помещения со звуками одной чистоты, испытывали огромные трудности с отторжением пересаженных тканей, так как их иммунные системы отвергали чужие клеточки в трансплантатах. А у тех мышей, которые слушали музыку Верди либо Моцарта, толика выживших оказалась существенно выше, и они в среднем жили на 20 дней подольше. Тем подопытным животным, которые слушали альбомы певицы Энии, не так сильно подфартило: их результаты были всего только мало лучше, чем у тех мышей, которые вообщем не слушали музыку, и они прожили всего на четыре дня больше, чем те мыши, которые были подвержены действию шума либо тишины. По мнению создателей проведенного исследования, влияние на мышей оказывали определенные гармонии и музыкальные индивидуальности отдельных произведений.
Слуховая кора мозга человека - его часть, ответственная за слух и способность слышать, - владеет возможностью распознавать совсем разные звуковые частоты. По сути отдельные нейроны могут подстраиваться под чуть уловимые конфигурации частоты звука, и по этому показателю человек превосходит фактически всех других млекопитающих (кроме летучих мышей). Музыка в размере четыре четверти, соответственная нормальному сердечному ритму, способна регулировать частоту сердечных сокращений, циркуляцию крови и дыхание. Лирические мелодии и ритмы в спектре от 60 до 80 ударов в минутку, что является соответствующими показателями для классической музыки и пения птиц, также провоцирует релаксацию и альфа-ритмы людского мозга, которые ассоциируются с расслаблением в состоянии бодрствования. Вкупе с тем музыка, выходящая за указанные ритмические рамки, не дает никакого полезного эффекта.
12 сентября этого года исследователи из Института Тейкио получили публичное признание за свои труды: им была вручена Шнобелевская премия (IgNobel Prize) в области медицины, присуждаемая раз в год за исследования, «которые принуждают людей смеяться, а потом думать». Результаты их исследований полностью могут в дальнейшем способствовать прогрессу в области пересадки человечьих органов при незначимых доп издержек, включая стоимость обыденного музыкального файла. И они могут содействовать наиболее суровому исследованию выбора определенных музыкальных произведений; певица Эния, к огорчению, очень нередко использовалась в процессе проведения прошлых исследований.
Все это, очевидно, следует принимать с одной принципиальной оговоркой: то, что действует на мышей, не непременно будет действовать на человека. Что касается душевного здоровья, ожирения и неких качеств онкологии, то проекция данных с мышей на человека связана с целым рядом неопределенностей. Десятилетия работы в области воспалительных болезней привели к печальному выводу - оказалось, что внедрение мышей в качестве модели значимым образом ограничено, ежели не огласить контрпродуктивно, в этом случае, когда идет речь о человеке. Клиф Бэрри (Clif Barry), глава туберкулезного исследовательского отделения Государственного института по исследованию аллергических и инфекционных болезней (National Institute of Allergy and Infectious Disease) в интервью Slate выделил: «Верно то, что в неких вопросцах мыши предоставляют для вас прекрасную и легкую систему моделирования для осознания того, что происходит с человеком, но мыши - это мыши, а люди - это люди. Ежели мы будем обращаться к мышам для моделирования всех качеств болезней человека и находить таковым образом средства для их исцеления, то мы просто потеряем время».
По сути большая часть исследований относительно терапевтической полезности от внедрения музыки при лечении человека были проведены или на пожилых пациентах, или на детях - с одной стороны, это люди, которые на базе собственного личного опыта, скорее всего, предпочитают оперу либо классическую музыку, а, с иной стороны, идет речь о детях, которым еще лишь предстоит сформировать свои предпочтения.
Тут малыши незначительно больше похожи на мышей, так как они реагируют на основополагающие свойства музыки, а не на саму музыку. Для людей, находящихся посредине, опера может оказаться кое-чем чуждым либо знаком протеста определенного поколения, и потому свой выбор, возможно, представляет собой самую пригодную кандидатуру.
В не так давно размещенной статье, посвященной использованию музыки в современной медицине, биолог Гюнтер Бернатцки (Guenter Bernatzki) пришел к выводу о том, что свой выбор пациента, ежели музыка остается в определенных параметрах, дает фаворитные результаты при проведении хирургических операций. Ежели пациенты не находят себе приятной используемую музыку, то положительное действие на их излечение может оказаться не в особенности приметным.
Даже настолько узнаваемый (в определенных вариантах печально узнаваемый) эффект музыки Моцарта не был отмечен в группе, состоявшей из наиболее 8 тыщи англичан в возрасте 10 и 11 лет, в процессе 1-го музыкального конкурса: опосля подготовительного прослушивания Моцарта их результаты не улучшились, но конкурсанты выступили лучше опосля того, как прослушали музыку по собственному выбору, в том числе и записи популярной в то время группы «Blur».
Исследователи окрестили приобретенные результаты эффектом группы «Blur». (С иной стороны, музыка в стиле гранж оказала негативное действие на настроение даже в этом случае, когда сами люди говорили о том, что она им нравится).
Может быть, мыши в Институте Тейкио реагировали на различную музыку на чисто физиологическом уровне - в отличие от людей, для которых огромную роль играют психология и собственные предпочтения. Но другое разъяснение приобретенных в Институте Тейкио результатов состоит в том, что, возможно, никто - включая мышей - и никогда добровольно не станет слушать певицу Энию.
Мария Конникова является создателем блокбастера из перечня газеты New York Times под заглавием «Выдающийся разум: научиться мыслить, как Шерлок Холмс» (Mastermind: How to Think Like Sherlock Holmes). Она получила степень доктора психических наук в Колумбийском институте.