Столы по кругу, на стенке большой проекционный экран, студентки, некие с айпэдами либо ноутбуками, элегантно одеты, глаза горят. «Давайте определимся, что такое икона стиля. Это очень упрощенный образ человека, набор наружных признаков, который просто воспроизвести» - так начинается 1-ая лекция курса «Журналистика моды и стиля жизни» на журфаке МГУ. Лектор, журналист и писатель Серафима Чеботарь, обращается к аудитории с просьбой именовать иконы стиля XX века.
Студентки наперебой перечисляют: Грейс Келли, Коко Шанель, Мэрилин Монро, Одри Хепберн. «А кто, фактически, сделал Одри Хепберн иконой?» - спрашивает Чеботарь. Ответ следует незамедлительно, чуток ли не хором - Юбер де Живанши. Девушки вправду интересуются модой, они подготовлены. «Когда мне было 14 лет, мать выслала меня работать моделью. А позже я сообразила, что мне это неинтересно, что желаю учить моду, писать о ней», - делится со мной студентка Настя Пенязь. «Я издавна занимаюсь модой. На первом курсе уже проходила практику в глянцевом журнальчике, была помощником стилиста. И когда услышала, что у нас будет таковой курс, обрадовалась», - добавляет иная студентка, Катя Коренева.
Пробы поведать о моде как о предмете, достойном сурового исследования, с данной для нас осени предпринимаются не только лишь в МГУ, да и в Российском муниципальном гуманитарном институте, Высшей школе экономики, не считая того, в наиблежайшие дни в Культурном центре ЗИЛ раскроется «Фабрика моды». Новейшие проекты не дублируют друг дружку, каждый заполняет свою нишу.
В МГУ - упор на журналистское образование, в РГГУ и ВШЭ - больше теории и истории, а на ЗИЛе теория подкрепляется практикой. «Хорошо, что в России возникает пристижное образование - ведь не все могут дозволить для себя обучаться за границей. Правда, мне кажется, наиболее правильным было бы создавать у нас интернациональные кафедры и обучать желающих окунуться в эту очень маргинальную, хоть и важную профессию, - объяснила "Пятнице" прошлый основной редактор Vogue, сейчас главред Interview Алена Долецкая. - Мне повсевременно приходится сталкиваться с проф безграмотностью наших фэшн-журналистов. И основная слабость - в отсутствии конкретно базовых, базисных познаний. А итог - неумение анализировать, относиться критически к предмету. Отсутствие культуры и чувства юмора - все это заменено на пафос».
МГУ: рюшки и теги
С этого учебного года третьекурсники журфака МГУ могут выбрать для себя образовательный модуль с престижной темой. Мысль его сотворения принадлежит декану, доктору Лене Вартановой, а управляет им эксперт моды, ведущая программы «Модный приговор» Эвелина Хромченко. «Готовить проект мы начали еще два года назад. Тогда нам стало разумеется, что нужно заполнить пробелы в журналистском образовании по теме моды, которое в основном сводится к короткосрочным коммерческим курсам, - поведала "Пятнице" Лена Вартанова. - В ближайших планах открыть соответственное направление в магистратуре, на втором высшем образовании и на програмках проф переподготовки». Может быть, в скором времени в МГУ покажется самостоятельная кафедра журналистики моды.
Преподавать приглашены фэшн-журналисты - к примеру, Лена Сотникова (Elle), Дарья Веледеева (Harper's Bazaar), Ольга Михайловская (Vogue); историк моды Раиса Кирсанова, создатель книжки «Азбука моды», основной редактор журналов моды русской эры Лидия Орлова и остальные. «Фэшн-журналист должен не только лишь ориентироваться в диспозиции нынешнего рынка моды и истории предмета, да и знать технические подробности, к примеру, чем различаются тренч от плаща, рюшка от оборки, должен уметь верно обрисовать складку, - говорит Эвелина Хромченко. - Весело, что единственный русский источник, в каком отлично раскрыта данная тема, это архив Следственного комитета РФ - должны же были его сотрудники корректно обрисовывать, что и где было простреляно во время преступления. Так что мы будем создавать учебные пособия».
Экзаменов и зачетов в традиционной форме не будет, да и расслабиться не выйдет. Кафедра разработала строгие правила: любая лекция обязана быть записана на диктофон и расшифрована (без грамматических ошибок). Студенты должны обзавестись аккаунтами в пары соц сетях (более 4) и опосля каждого занятия располагать там посты и фото с определенным набором тегов.
РГГУ и ВШЭ: научный подход
Проекты в области сотворения теоретической науки о моде инициирует команда журнальчика «Теория моды» (издатель - НЛО). С октября в РГГУ, в рамках Школы художественных практик на факультете истории искусства, культуролог, шеф-редактор журнальчика Людмила Алябьева прочитает вводный курс. А со последующего учебного года там же планирует открыть магистратуру по програмке «История и теория моды». Студенты сумеют посещать лекции по истории костюмчика, зрительной культуры, престижной фото, авторские культурологические курсы - к примеру, «Искусство естественности» Ксении Гусаровой либо «Мода и танец» Иры Сироткиной.
О практическом применении теории в РГГУ тоже не запамятывают: на семинаре под управлением редактора журнальчика Татьяны Григорьевой будут учить писать рецензии на престижные выставки. Посреди педагогов в основном неизменные создатели журнальчика Ольга Вайнштейн, Оксана Гавришина, Юлия Демиденко и почти все остальные. «То, что в России нужно образование в данной для нас области, я сообразила издавна, по сути сходу опосля выхода первого номера журнальчика "Теория моды", - ведает Людмила Алябьева. - Но академия долго не шла на альянс науки и моды, по-прежнему полагая, что мы увлечены приблизительно этим же, чем и глянцевые журнальчики, - изучаем тренды, представляем бренды». Но это не так, говорит Алябьева.
«Теория моды» - междисциплинарная наука, поле, на котором встречаются и делятся своими познаниями историки костюмчика и искусствоведы, социологи и психологи, антропологи и этнографы. «Думаю, что открытие магистратуры станет фактом признания сурового научного статуса за модными штудиями», - отмечает она.
Не считая того, науку о моде все теми же силами будут развивать и в Высшей школе экономики, где на данный момент работает центр «Менеджмент и коммуникации в промышленности моды». С грядущего года там раскроется самостоятельная программа «Теория моды: одежда, тело, культура».
ЗИЛ: завод и фабрика
Проект Fashion Factory начинает работу при Культурном центре ЗИЛ в октябре. И тут будут готовить дизайнеров, директоров брендов, ретейлеров - в общем, обучат создавать прекрасные вещи и продавать их. На «Фабрике моды» тоже собираются делать упор на практику: «Сотни юношей и женщин раз в год остаются невостребованными дизайнерами либо пиарщиками. Претендуя на почти все, на самом деле они не могут ничего. Мы дадим сиим ребятам возможность погрузиться в реалии престижной промышленности, приобрести опыт, квалификацию, обзавестись связями, задумать и воплотить собственные 1-ые проекты, отчитаться ими перед работодателями и инвесторами. Юные спецы будут проходить практику в домах моды, мы поможем им трудоустроиться и стать своими в интернациональной престижной индустрии», - поведала «Пятнице» создатель и куратор проекта Fashion Factory, дизайнер Людмила Норсоян. К обучению привлекут и российских, и забугорных профессионалов - журналистов, материаловедов, управляющих производств, профессионалов по продажам, юристов, экономистов.
Сейчас заявлено несколько тематических курсов - «Инновационные среды на ЗИЛ» (это цикл круглых столов, дискуссий, посвященных развитию престижной промышленности, больших технологий); Zoom - серия лекций и мастер-классов по узеньким темам. «Кроме того, мы запускаем курс по исследованию британского языка - рабочего инструмента для профессионалов моды. Особенная лексика и стилистика, технические определения, специфичность написания текстов о моде на британском будут преподаваться на базе фаворитных английских фэшн-блогов, глянца и проф литературы, видеоматериалов», - ведает Норсоян. «Модному» британскому обучит стилист и педагог кафедры западноевропейских языков МПГУ Станислав Зимин.
Также на платформе ЗИЛа планируют сделать инноваторский производственный центр. Туда желают завезти современное швейное, вязальное оборудование, на котором можно будет создавать коллекции. Посреди иных планов «Фабрики» - выставки, показы и конкурсы для начинающих дизайнеров.