По сопоставлению с прошедшим годом ярмарка Frieze слегка ужалась - со 170 до 150 галерей, что не воздействовало на обилие и стоимость представленного здесь искусства. Посреди самых дорогих и сверкающих работ - большущее голубое сердечко Джеффа Кунса, оцененное в $22 млн - торговцы говорят, что в вечер открытия к нему почти все присматривались. В этот же вечер VIP-открытия были проданы: монументальная статуя из темной бронзы Георга Базелица за $1,8 млн (Thaddaeus Ropac), две работы Оскара Мурильо, которого назвали «новым Баскья», за $150 тыс. любая (галерея David Zwirner; три года назад она продавала работы юного колумбийца по $3 тыс. за штуку), абстракция Тистера Гейтса за $125 тыс. (White Cube) и еще с десяток остальных работ.
В этом году параллельно ярмарке contemporary art уже во 2-ой раз проходит Frieze Master, предлагающая искусство от старенькых мастеров до модернистов. И конкретно Frieze Master завлекла массу внимания: она в два раза выросла, практически догнав по количеству галерей свою «старшую сестру», и поразила зрителей гламурностью и глянцевитостью контента. Основную Frieze издавна уже упрекают в том, что она променяла актуальность и экспериментальность на салонный вариант contemporary art, рассчитанный «на богатых идиотов» (словами The Guardian). Сейчас, кажется, ту же метаморфозу переживает Frieze Master. Но здесь предъявлена красивая сенсация: на щите галереи Johnny van Haeften висит неизвестное ранее полотно Питера Брейгеля-младшего «Перепись в Вифлееме», обнаруженная дилером в поместье в Африке, в Конго. Туда картина попала совместно с остальным имуществом старенькой голландской семьи, которая так не трепетала перед старенькой живописью, что держала картину на полу, прислонив к стенке, так что к подрамнику даже присохла малая ящерица. В вечер открытия картина была куплена за $9,6 млн.
Сразу (и удачно) прошли торги современным искусством больших домов. Sotheby`s получил в целом около $57 млн, при этом больше половины лотов - от «классика» Лучо Фонтаны до престижного Глена Брауна - превосходили эстимейты. В особенной активности были замечены покупатели из Китая, Индонезии и Турции.
Christie`s сенсационно, до одного лота, реализовал предоставленную галереей Saatchi коллекцию большеформатных работ современных живописцев. Выставку этих вещей под заглавием «Мысли шире», для которой пришлось арендовать старенькый склад, посетили 7 тыс. человек. Работы - кровать под балдахином «Встреча с моим прошлым» Трейси Эмин, группа двухметровых глиняных чудовищ SHE работы Ребекки Уоррен, 64 привидения из фольги Кадера Аттиа, невзирая на то что продавались без резервов и эстимейтов, получили рекордные для живописцев цены. Планировалось, что покупателями могут стать музеи, но суммы в $800 тыс., $600 тыс. и $300 тыс. очевидно оказались для их великоваты - в качестве покупателей значатся сплошь анонимы, что значит личных коллекционеров либо дилеров.
Выше $20 млн получил на собственных торгах в Лондоне Phillips - «Белый» Герхарда Рихтера продан за $3,8 млн, «Без названия» Жан-Мишеля Баскья за $3 млн. При этом Баскья купил некто русскоговорящий, действовавший через представительницу аукциона Светлану Марич. Наблюдатели отмечают, что с ее помощью русскоговорящим клиентам была продана практически третья часть работ на торгах.
Татьяна Маркина